Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

энгельс фридрих

Энциклопедический словарь

Э́нгельс Фридрих (Engels) (1820-1895), немецкий мыслитель и общественный деятель, один из основоположников марксизма. Родился в семье фабриканта. В 1842 переехал в Манчестер (Великобритания), где работал в конторе фабрики. Друг К. Маркса (с 1844), вместе с которым написал программу «Союза коммунистов» - «Манифест Коммунистической партии» (1848). В 1849 участвовал в вооруженном восстании в Юго-Западной Германии. С ноября 1849 в Великобритании - Манчестере (1850-70) и Лондоне (с 1870). Вместе с Марксом руководил деятельностью I Интернационала. Основные труды: «Положение рабочего класса в Англии» (1845), «Немецкая идеология» (1845-46, совместно с Марксом), «Анти-Дюринг» (1878), «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884), «Диалектика природы» (1873-82, опубликован в 1925).

* * *

ЭНГЕЛЬС Фридрих - Э́НГЕЛЬС (Engels) Фридрих (1820-95), мыслитель и общественный деятель, один из основоположников марксизма (см. МАРКСИЗМ). Родился в г. Бармен (ныне Вупперталь, Германия) в семье фабриканта. В 1841-42, отбывая воинскую повинность в Берлине, посещал университет. В 1842 переехал в Манчестер (Великобритания), где работал в конторе фабрики; сотрудничал в «Рейнской газете». Встреча с Марксом (см. МАРКС Карл) в Париже в 1844 положила начало их дружбе. Энгельс активно участвовал в организации (1847) и деятельности «Союза коммунистов», вместе с Марксом написал программу Союза - «Манифест Коммунистической партии» (1848). В июне 1848 - мае 1849 вместе с Марксом издавал в Кельне «Новую Рейнскую газету», в 1849 участвовал в вооруженном восстании в Юго-Зап. Германии. В ноябре 1849 переехал в Лондон, в ноябре 1850 - в Манчестер, где работал в торговой конторе, с 1870 жил в Лондоне; Энгельс оказывал постоянную материальную помощь Марксу. Вместе с Марксом руководил деятельностью 1 Интернационала (см. ИНТЕРНАЦИОНАЛ 1-й). После его смерти был советником и руководителем европейских социалистов. Основные труды: «Положение рабочего класса в Англии» (1845); «Святое семейство» (1845), «Немецкая идеология» (1845-46), обе совместно с Карлом Марксом; «Крестьянская война в Германии» (1850); «Революция и контрреволюция в Германии» (1851-52); «Анти-Дюринг» (1878); «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884); «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1886); «Диалектика природы» (1873-82, опубликована 1925); «Крестьянский вопрос во Франции и Германии» (1894).

* * *

Э́НГЕЛЬС (Engels) Фридрих [28 ноября 1820, Бармен, Пруссия (ныне Вупперталь, Германия) - 5 августа 1895, Лондон], мыслитель и общественно-политический деятель, основоположник марксизма (наряду с К. Марксом (см. МАРКС Карл)).

Жизнь и труды

Родился в семье богатого текстильного фабриканта. Отец отличался консерватизмом, в семье царила строгая пиетистская атмосфера. Большое влияние на мальчика оказала мать, образованная и любившая искусство женщина, которую он глубоко почитал. Учился в городской школе, затем (с 1834) в гимназии. В 1837 вопреки своему желанию мечтающий об университете Энгельс был направлен отцом, стремящимся приобщить сына к коммерции, на работу в конторе. Одновременно приступил к разностороннему самообразованию. Увлекался пением, музыкой, сочинял стихи, писал литературно-критические статьи, рисовал карикатуры, занимался спортом - плаванием, верховой ездой, фехтованием (даже дрался на дуэли). Уже в юности всецело раскрылись такие черты его характера как вольнолюбие, жизнерадостность, оптимизм, склонность к юмору. Пережив краткое увлечение мистикой Якоба Беме (см. БЕМЕ Якоб) и философией Ф. Шлейермахера (см. ШЛЕЙЕРМАХЕР Фридрих), попал под влияние младогегельянства и философии Гегеля (см. ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих).

Отбыл воинскую повинность в 1841-42 в Берлине (бомбардир в артиллерийской бригаде), одновременно посещая лекции в Берлинском ÐݐؐҐՑPؑՑջ курс Ф. Шеллинга (см. ШЕЛЛИНГ Фридрих Вильгельм) побудил Энгельса к написанию серии критических статей. Сотрудничал в «Рейнской газете». В 1842-44 - служащий манчестерского филиала фирмы «Эрмен и Энгельс», совладельцем которой был его отец. Изучение социально-экономических отношений передовой капиталистической страны, условий труда и быта рабочих привело Энгельса к написанию книги «Положение рабочего класса в Англии» (1845), сформулировавшей идеи антагонизма пролетариата (см. ПРОЛЕТАРИАТ (рабочий класс)) и буржуазии (см. БУРЖУАЗИЯ) и неизбежности социалистической революции (см. РЕВОЛЮЦИЯ).

Встреча с К. Марксом (см. МАРКС Карл) в августе 1844 в Париже (знакомство состоялось в 1842), выявившая совпадение их научных и политических взглядов, положила начало их дружбе и творческому союзу. Отныне их идейное развитие стало сопряженным и взаимозависимым. Первыми плодами этого союза были труд «Святое семейство, или Критика критической критики» (1845) и большая рукопись «Немецкая идеология» (1845-46, опубликована в 1932), причем оба произведения были в основном были написаны К. Марксом. В этих сочинениях были «сведены счеты» с младогегельянством, «истинным социализмом» и впервые в развернутой форме изложена концепция материалистического понимания истории (см. МАТЕРИАЛИЗМ).

Маркс и Энгельс участвовали в деятельности «Союза коммунистов», для которого ими был написан программный «Манифест Коммунистической партии» (1848). В 1848-49 в Кельне издавали «Новую Рейнскую газету», пропагандируя революционно-демократические и коммунистические взгляды. Энгельс принимал участие в боевых действиях на стороне революционных войск.

После поражения революции Энгельс и Маркс эмигрировали в Англию: Маркс жил в Лондоне, Энгельс - в 1849 в Лондоне, а с 1850 в Манчестере, где вновь стал конторским служащим. Для обеспечения себя и Маркса занимался коммерцией вплоть до 1869 (с 1864 в качестве совладельца фирмы «Эрмен и Энгельс»), что расценивал как «паршивейшую конторскую работу» и «каторгу». Другой формой поддержки, оказывавшейся им Марксу, было написание статей для газет (за 10 лет Энгельс для Маркса написал более 120). В свободное от коммерции время занимался наукой, вел общественно-политическую деятельность. С 1870 жил в Лондоне.

В 1864 Маркс и Энгельс учредили I Интернационал и вплоть до его роспуска в1876 принимали активное участие в руководстве его деятельностью, борясь против последователей Ф. Лассаля (см. ЛАССАЛЬ Фердинанд), Ж. Прудона (см. ПРУДОН Пьер Жозеф) и М. А. Бакунина (см. БАКУНИН Михаил Александрович). После смерти Маркса Энгельс занимался развитием марксистской доктрины и ее популяризацией. Одновременно был главным наставником и советчиком европейских социал-демократов, прежде всего немецких.

Был женат на сестрах Мэри (умерла в 1863) и Лидии Бернс (умерла в 1878). Умер от рака пищевода. Согласно завещанию, прах Энгельса был предан морским водам близ его любимого мыса Истборн (Англия).

«Вторая скрипка»

На формирование взглядов Энгельса решающее воздействие оказали немецкая философия (прежде всего, Гегель (см. ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих) и Л. Фейербах (см. ФЕЙЕРБАХ Людвиг)), английская политическая экономия (Смит (см. СМИТ Адам), Д. Рикардо (см. РИКАРДО Дэвид) и др.), социалистические учения (Сен-Симон (см. СЕН-СИМОН Клод Анри де Рувруа), Ш. Фурье (см. ФУРЬЕ Шарль), Роберт Оуэн (см. ОУЭН Роберт) и др.).

В разработке основных разделов марксизма - политической экономии (см. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ) капитализма, материалистического понимания истории и теории социализма (см. СОЦИАЛИЗМ) - приоритет, безусловно, принадлежал Марксу, а Энгельс играл роль «второй скрипки». (Правда, еще на заре научной деятельности обоих на Маркса оказала заметное влияние статья Энгельса «Набросок к критике политической экономии» (1844), написанная для «Немецко-французского ежегодника»). Энгельс обладал более быстрым и живым, но менее глубоким и систематичным умом, чем Маркс, что и предопределило разность вклада каждого из них в общую теорию. Согласно характеристике Маркса, Энгельс «работоспособен в любое время дня и ночи», «пишет и соображает быстро, как черт». Сочинения Энгельса, в отличие от строгих работ Маркса, нередко украшены живописными деталями, сатирическими выпадами по адресу оппонентов, тезисы часто подаются им в афористичной форме.

Для творческой деятельности обоих огромное значение имело совместное обсуждение научных и иных вопросов, рекомендации, советы и помощь друг другу. В частности, для автора «Капитала» были весьма важны практические знания и опыт Энгельса, касавшиеся коммерческой деятельности предприятий, ведения бухгалерского учета и т.д.

Между Марксом и Энгельсом начиная с 50-х установилось предметное разделение труда: Маркс разрабатывал преимущественно политэкономию (см. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ) и международную политику, Энгельс - философию, военное дело, занимался естествознанием, языкознанием и т. д. Но поскольку Маркс не успел завершить свой основной труд, Энгельс взял на себя подготовку рукописей второго и третьего томов «Капитала» к печати; они были изданы под его редакцией в 1885 и 1894. Огромные усилия, затраченные Энгельсом, дают определенные основания квалифицировать эти тома как результат труда двоих.

Развитию, популяризации и защите всех разделов марксистской теории были посвящены произведения Энгельса: «Анти-Дюринг» (1876-78, Марксом была написана глава по истории политэкономии), «Развитие социализма от утопии к науке» (1880).; «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1886) и т.д.

Много занимался совершенствованием материалистического понимания истории. Создал трудовую теорию антропосоциогенеза, изложенную в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1876). В «Происхождении семьи, частной собственности и государства» (1884) исследовал проблемы развития и разложения первобытного общества, в ходе чего поставил вопрос о возможности рассмотрения естественного воспроизводства (воспроизводства человека) как одного из двух (наряду со способом производства материальных благ) факторов, определявших эволюцию первобытной общины. Детально разработал концепции становления и происхождения семьи, классов и государства. В цикле «Писем об историческом материализме» (к И. Блоху, Фр. Мерингу (см. МЕРИНГ Франц), К. Шмидту (см. ШТИРНЕР Макс) и др.) предложил более гибкую интерпретацию социальной философии марксизма, рассмотрев активность и относительную самостоятельность «надстройки» по отношению к «базису».

Реализовал материалистический метод в исследованиях истории различных эпох и народов: «Крестьянская война в Германии» (1850), «Революция и контрреволюция в Германии» (1851-52), «К истории первоначального христианства» (1894-95) и в рукописях «История Ирландии» (1870), «К истории древних германцев», «Марка», «Франкский период» (все три - 1881-82) и т. д., в анализе проблем внутренней и внешней политики различных государств - «К жилищному вопросу» (1872-73), «Прусская водка в немецком рейхстаге» (1876), «Иностранная политика русского царизма» (1890), «Крестьянский вопрос во Франции и Германии» (1894) и т. д.

Военный теоретик

Энгельс систематически занимался историческими, теоретическими и техническими аспектами военного дела, что во многом было связано с предполагаемой им и Марксом близостью мировой пролетарской революции. Создал большой цикл статей, написанных в 1857-60 для «Новой Американской энциклопедии» («Армия», «Пехота», «Кавалерия», «Артиллерия», «Военно-морской флот», «Фортификация» и др.), работы «История винтовки» (1860-61), «Теория насилия» (три главы «Анти-Дюринга»), рукописи «Тактика пехоты и ее материальные основы. 1700-1870» (1877), «Роль насилия в истории» (1887-88) и т. д. Написал также множество статей, освещающих и анализирующих ход многих войн - Крымской (см. КРЫМСКАЯ ВОЙНА) 1853-1856, франко-итало-австрийской 1859, Гражданской войны в США (см. ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В США) 1861-1865, прусско-австрийской 1866, франко-прусской 1870 (см. ФРАНКО-ПРУССКАЯ ВОЙНА) и др., революций и восстаний. Исследовал состояние военного дела и вооруженных сил в различных европейских странах, военный аспект международных отношений: «По и Рейн» (1859), «Савойя, Ницца и Рейн» (1860), «Французская легкая пехота» (1860), «Английская армия» (1864), «Военный вопрос в Пруссии и немецкая рабочая партия» (1865)), «Может ли Европа разоружиться?» (1893) и др.

Энгельс разработал концепцию обусловленности военной сферы способом производства общества, что во многом проявляется в детерминированности ее развитием оружия и военной техники. Стратегия, тактика и оперативное искусство, другие аспекты военного дела определяются также обусловленными социально-экономическими отношениями формами общественного сознания - политикой, моралью, религией и т. д. Полагал, что войны, милитаризм (см. МИЛИТАРИЗМ), гонка воооружений, обостряя противоречия буржуазного общества и создавая массовые армии, ведущие к вооружению народа, формируют предпосылки для социалистической революции. Сформулировал взгляд на восстание как на специфическое военно-политическое искусство. Предсказал Первую мировую войну, которая, как он полагал, повлечет за собой разорение европейских стран, социальные перевороты в них, поражение Германии и возвышение США.

Теоретик естествознания

Стремился обобщить достижения современного ему естествознания и распространить диалектико-материалистический метод на познание природы. Основным результатом этих занятий была большая незавершенная рукопись «Диалектика природы» (написана в 1873-83, опубликована в 1925).

Согласно Энгельсу, «единство мира состоит в его материальности», а движение есть способ существования материи. Существуют пять форм ее движения - механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная. Пространство и время являются формами существования материи. Развивающийся мир (природа, общество, мышление) наиболее адекватно отражаются в законах (отрицания отрицания (см. ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ ЗАКОН), перехода количественных изменений в качественные (см. ПЕРЕХОД КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КАЧЕСТВЕННЫЕ), единства и борьбы противоположностей (см. ЕДИНСТВО И БОРЬБА ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ)) и категориях (сущность и явление, форма и содержание, случайность и необходимость и др.) материалистически переосмысленной диалектики Гегеля (см. ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих).

Критиковал естественные науки и естествоиспытателей за преимущественно позитивистскую ориентацию мышления с характерными для него господством эмпиризма и забвением теоретических и философских проблем. Резко возражал агностицизму (см. АГНОСТИЦИЗМ) во всех его проявлениях; разрабатывал диалектико-материалистическую методологическую альтернативу идеалистическим, спиритуалистическим, метафизическим и вульгарно-материалистическим парадигмам. Считал неизбежным трансформирование философии в науку о мышлении.

Лингвист

Владел 12 языками, читал на 20. Предметами его исследовательского интереса были не только основные современные европейские и мертвые языки, но и древнегерманские, скандинавские, кельтско-ирландские, шотландский, голландский, фризский, румынский, польский, болгарский, сербский, чешский, русский, персидский и др. Изучение живых и мертвых языков было для Энгельса необходимым подспорьем для его исследований по первобытной, древней и средневековой истории, а также для общения с учеными, единомышленниками и для руководства международным рабочим и социал-демократическим движением. Имел обыкновение, ведя корреспонденцию, писать на родном языке адресата.

Характеризовал русский язык как «один из самых сильных и самых богатых из живых языков». Был хорошо знаком с русской художественной и научной литературой, высоко ценя в особенности Пушкина, Чернышевского, Добролюбова (сопоставлял его с Лессингом и Дидро) и др. Сделал частичный (15 строф) перевод «Евгения Онегина» на немецкий язык.

Рассматривал язык как одну из сторон естественноисторической практики общества, полагал его находящимся в тесной связи с историей народа, литературой, культурой; считал язык обусловленным в конечном итоге развитием способа производства.

Афоризмы

Энгельс, Фридрих (Engels, Friedrich) (1820 - 1895)

Немецкий мыслитель, общественный деятель.

Афоризмы, цитаты -

Энгельс Фридрих. Engels. Биография.

Не будем слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она мстит нам.

Идеи воспламеняют друг друга, подобно электрическим искрам.

Здравый человеческий смысл - весьма почтенный спутник в четырех стенах своего домашнего обихода, переживает самые удивительные приключения, лишь только он отважится выйти на широкий простор исследования.

Человек перестал быть рабом человека и стал рабом вещи.

Господство мужчины в браке есть простое следствие его экономического господства и само собой исчезает вместе с последним.

Нельзя уйти от своей судьбы, - другими словами, нельзя уйти от неизбежных последствий своих собственных действий.

Ум зависит от желудка. (перефразировка немецкого военного теоретика Клаузевица)

Ребенок, который переносит меньше оскорблений, вырастает человеком, более сознающим свое достоинство.

Как красив русский язык! Все преимущества немецкого без его ужасной грубости.

Уже самый факт происхождения человека из животного царства обуславливает собой то, что человек никогда не освободится полностью от свойств, присущих животному, и, следовательно, речь может идти только о различной степени животности или человечности.

Личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает.

Решения, принятые сгоряча, всегда представляются нам необычайно благородными и героическими, но, как правило, приводят к глупостям.

Люди, хвалившиеся тем, что сделали революцию, всегда убеждались на другой день, что они не знали, что делали, - что сделанная революция совсем не похожа на ту, которую они хотели сделать.

Каждая общественная группа имеет свой собственный кодекс чести.

Не может быть свободен народ, угнетающий другие народы. Сила, нужная ему для подавления другого народа, в конце концов всегда обращается против него самого.

Общество не может освободить себя, не освободив каждого отдельного человека.

Представление о вечной справедливости изменяется не только в зависимости от времени и места: оно неодинаково даже у разных лиц и принадлежит к числу тех вещей, под которыми каждый разумеет нечто свое.

Мужество, которое необходимо для того, чтобы в критическую минуту собраться с духом и принять смелое решение, совершенно не похоже на то мужество, которое позволяет человеку блестяще командовать дивизией под огнем.

Полезные сервисы